Войти
Закрыть

Корь

О детском саде / Родителям

Корь– острое инфекционное заболевание, которое проявляется температурой выше 39 градусов, сильной интоксикацией, болью в горле,кашлеми характернойсыпью. Болезнь вызываетсявирусом, который проникает в организм через слизистую оболочку рта, носа и глаз. Переболеть корью можно только 1 раз в жизни, после нее в организме вырабатывается стойкийиммунитет.

Корь– одна из самых заразных болезней в мире. Заражается практически 100% людей, контактировавших с больным. Случалось, что заражение происходило через вентиляцию. Люди заражались корью от соседа, живущего несколькими этажами ниже.

Хотя мы привыкли считать корь обычной детской болезнью, она очень опасна. Каждый час в мире от нее умирает 15 человек, это составляет 165000 людей в год. А до 1980 года количество летальных случаев было больше в 20 раз! Особенно высокая смертность в развивающихся странах Африки и Азии. Там с корью связывают 20% детских смертей.
В нашей стране удалось избавиться от крупных эпидемий кори благодаря всеобщей вакцинации. Детям в возрасте 1 и 6 лет делают прививку от кори,краснухиипаротита. Привитые люди даже если заболевают, то переносят болезнь в легкой форме.

Интересно, что тяжелее всего болеют дети, которые испытывают недостаток витамина А. Поэтому ВОЗ рекомендует принимать его 2 дня во время лечения, чтобы ускорить выздоровление. А вот дети, рожденные переболевшими женщинами, не боятся кори до 6 месяцев, так как имеют врожденный иммунитет, который потом исчезает.

Еще несколько фактов о кори:

·Корь распространена во всех странах и континентах.

·Всплески заболеваемости наблюдаются каждые 8-10 лет, особенно на фоне нынешней моды отказа от прививок.

·Самым опасным считается период с ноября по май.

·Чаще всего болеют дети до 10 лет, которые заражаются в детском саду или в школе.

·Взрослые болеют реже, но заболевание у них протекает тяжелее, и в 30% случаев возникают осложнения.

Возбудитель кори

Вирус кори представляет собой одну нитку РНК, свернутую в спираль. Ее окружает оболочка (капсид) из белков и липидов. А сверху этот организм покрыт еще одной защитной оболочкой с выростами, похожими на шипы. Вирус имеет правильную круглую форму и небольшие размеры 120-230 нм.

Свойства вируса кори:

1. Поражает в основном клетки эпителия верхних дыхательных путей, что проявляется в воспалении конъюнктивы, горла, гортани, трахеи. Также корью поражаются клетки нервной системы. С этим связывают сильную интоксикацию, иногдасудорогии потерю сознания, воспаление оболочек мозга (менингит). Страдает и слизистая оболочка кишечника, что вызывает расстройство пищеварения.

2. Белковые частички оболочки вируса вызывают аллергическую реакцию, которая лежит в основе большинства симптомов болезни: пятна Филатова-Коплика-Вельского на слизистой оболочке щёк и губ, сыпь на коже и слизистой неба.

3. Снижение иммунитета, связывают с тем, что вирус поражает лимфоидную ткань и структуры мозга, которые отвечают за иммунные реакции.

4. Вирус снижает активность макрофагов, которые считаются пожирателями бактерий и обеспечивают защиту от инфекций. В связи с этим 30% случаев заканчиваются бактериальными осложнениями (пневмониями,отитами,энцефалитами)

5. Гемагглютинирующая активность вируса(склеиваетэритроцитыв хлопья) помогает лаборантам определить вирус кори в крови.

6. Гемолитическая активность вируса(вызывает разрушение эритроцитов в крови и сопровождается выделением в кровьгемоглобина) также используется в лабораторной диагностике.

7. Вирус вызывает образование многоядерных гигантских клеток.Они появляются в результате слияния соседних клеток в небных миндалинах, лимфатических узлах, слизистой оболочке дыхательных путей. Их функция – производить новые вирусы.

8. Возбудитель кори повышает проницаемость капилляров. Через их стенку выходит жидкая составляющая крови, что вызываетнасморк, влажный кашель,конъюнктивит,отекна поверхностных участках кожи.

9. Полнокровие сосудов и повреждение вирусом их стенок, вызывает кровоизлияния на коже и в глазах.

10. Проникая в клетку, вирус кори перестраивает еетаким образом, что она превращается в фабрику по производству новых вирусов. В клетке производятся спирали РНК и белковые оболочки для капсидов.

11. Когда вирус попадает в окружающую среду, то гибнет довольно быстро. Он плохо переносит солнечный свет, УФ-облучение, высокие температуры, и любые кислоты и дезрастворы. Самостоятельно погибает через 2-3 часа, поэтому дезинфекцию при кори можно не проводить.

Источником заражения является больной человек. Он становится заразен уже в последние 2 дня инкубационного периода, когда еще нет признаков болезни. Вирус выделяется из организма до 4 дня высыпаний. То есть человек остается опасным для окружающих 7-10 дней. Вирус кори передается по воздуху воздушно-капельным путем, с каплями слюны и слизи, при кашле и разговоре.

Корь симптомы

Корь— это острая вирусная инфекция. Проявляется болезнь сыпью на теле ребенка. Заражение происходит при контакте с больным, который выделяет вирус при кашле, чихании. Первые проявления болезни начинаются на 9—10-й день после заражения.

Характерными симптомами кори является лихорадка, типичная сыпь на коже и слизистых оболочках (экзантема и энантема) и воспалительные явления со стороны слизистых оболочек дыхательных путей и глаз.Как лечить народными средствами этот недуг.

Скрыть рекламу:Не интересуюсь этой темойТовар куплен или услуга найденаНарушает закон или спамМешает просмотру контентаСпасибо, объявление скрыто.

Этиология и эпидемиология. Возбудитель кори принадлежит к фильтрующимся вирусам. Эпидемиологические свойства его изучены достаточно хорошо. Источником инфекции при кори является только больной человек. Вне организма больного возбудитель кори быстро погибает. Возможность передачи кори через здоровых, бывших в соприкосновении с больными, и через вещи практически не доказана и, вероятно, не существует. Вирус кори находится в крови больного и в отделяемом слизистых оболочек полости рта, носоглотки, верхних дыхательных путей и конъюнктивы глаз. Моча и испражнения больного не заразительны, как и чешуйки слущивающегося при шелушении эпителия кожи. Таким образом, передача заболевания происходит непосредственно от больного к здоровому путем капельной инфекции и контакта. Заразительным коревой больной становится в продромальном периоде, за 4 дня до появления сыпи, и остается опасным для окружающих 5 дней по высыпании, после чего реконвалесцент утрачивает свою заразительность. Заразительность кори в продромальном периоде, в котором заболевание чаще остается нераспознанным, очень велика. Больной продолжает находиться на ногах, общаться с окружающими, он успевает в большинстве случаев инфицировать всех находившихся вокруг него неболевших детей еще до появления сыпи и всего выраженного синдрома болезни.

Вирус кори чрезвычайно летуч. Так, если коревой больной находится в отдельной комнате, но соединенной общим коридором с другими помещениями, то инфекция легко распространяется по всем этим помещениям. Если корью заболевает ребенок, находящийся в отделении больницы или в общежитии, в детском учреждении, необходимо считать заразившимися всех неболевших детей, живущих в данном помещении с общим коридором.

Второе обстоятельство, способствующее быстрому распространению кори,—это полное отсутствие естественного иммунитета к ней у лиц, ранее не болевших корью.

Большинство взрослых имеет к кори активный приобретенный иммунитет. Невосприимчиво к кори также большинство детей в возрасте до 4 месяцев благодаря пассивному иммунитету, полученному ими от матери. Если сама мать не болела корью и, следовательно, не имеет иммунитета к ней, то ее ребенок может заболеть корью и в грудном возрасте.

Перенесенная корь оставляет после себя стойкий, длящийся всю жизнь иммунитет. Повторные заболевания корью встречаются исключительно редко.

На Фаррерских островах в 1846 г. из 7 782 человек населения переболело корью 6 000. Не заболели корью только те старики, которые переболели ею во время бывшей на этих островах эпидемии кори в 1781 г. Все остальное население, имевшее соприкосновение с коревыми больными, без различия возраста, от маленьких детей до стариков, заболело корью.

Патогенез и патологическая анатомия.Входными воротами инфекции при кори, по видимому, являются верхние дыхательные пути.

Коревой вирус поражает больше всего дыхательный тракт. Со стороны сердечно-сосудистой и центральной нервной системы при кори редко наблюдаются резкие токсические расстройства, характерные для острого периода многих инфекционных заболеваний, как дифтерия, скарлатина, сыпной тиф, грипп и др. Гипертоксические формы при кори встречаются редко и почти никогда не ведут к смерти.

Со стороны верхних дыхательных путей наблюдается катарральное воспаление, а в более тяжелых случаях— воспаление с поверхностным некрозом слизистой. Последствием такого некроза может быть образование язв и переход процесса на хрящи.

Воспалительный процесс уже в начале болезни может перейти на бронх и, бронхиолы и легочную ткань и часто распространяется на эластичномышечную стенку и перибронхиальную ткань. Это может повести, вследствие образования перибронхитов, к бронхоэктазам. Образующиеся бронхопневмонические очаги легко подвергаются некрозу, что ведет к появлению абсцедирующих пневмоний и абсцессов легких.

Тяжелые поражения легких и являются наиболее частой причиной смерти от кори; они наблюдаются в 70% вскрытий.

Кроме дыхательных путей, при кори часто бывает поражена слизистая толстого кишечника (катарральный колит).

Корь понижает сопротивляемость больного к патогенным микроорганизмам (гипергия). Она ухудшает течение скарлатины, дифтерии, дизентерии и других острых инфекционных болезней и понижает сопротивляемость к туберкулезу.

Клиника.Инкубационный период кори длится 8—12 дней, а иногда и до 21 дня, растягиваясь (у привитых по Дегквицу) даже до 28 дней. Заболевание начинается постепенно. После инкубационного периода начинается продромальный период кори: ребенок начинает чихать, у него появляется грубый кашель, насморк, слизистый или слизисто-гнойный конъюнктивит, светобоязнь, гиперемия зева. Ничего типичного в этот начальный период корь не представляет; в это время ее легко смешать с гриппом. Температура в продромальный период повышается до 38—39°.

За 2 дня до сыпи, а нередко и за 4—5 дней появляется характерный признак кори — симптом Филатова-Коплика. Симптом этот был впервые описан русским ученым Филатовым. Состоит он в том, что на слизистой щек, против коренных зубов, появляются розовые пятна с белой точкой в центре. Количество их увеличивается, они делаются крупнее, появляются также на слизистой верхней и нижней губы. Исчезать эти пятна начинают с момента начала высыпания. На мягком небе появляется коревая энантема в виде неправильных ярких пятен, благодаря чему зев при осмотре кажется «пестрым». На 4-й день катаральных явлений вместе с высокой температурой, значительным ухудшением общего состояния и усилением конъюнктивита, насморка и кашля появляется сыпь на лице, за ушами; на следующий день сыпь распространяется на туловище и верхние конечности, а на 3-й день — на нижние конечности. Так же постепенно сыпь и исчезает: сначала на лице, потом на груди, а затем на конечностях.

При отсутствии осложнений одновременно с побледнением сыпи снижается температура, общее состояние резко улучшается, катаральные явления уменьшаются и исчезают, больной выздоравливает.

Сыпь имеет вид розовых, немного возвышающихся на поверхности кожи пятен величиной с чечевицу; местами она бывает сливной; -участки же кожи между элементами сыпи имеют нормальную окраску, что и придает коже коревого больного пестрый вид. Лицо все сплошь покрыто сыпью, чем корь существенно отличается от скарлатины, при которой остаются свободные от сыпи участки — нос и подбородок. Сыпь оставляет после себя пигментацию, а через неделю после высыпания на теле появляется мелкое отрубевидное шелушение; иногда едва заметное шелушение происходит только на туловище.

Поражение кожи на месте коревой экзантемы выражается в воспалении и дегенерации эпидермиса с ороговением и чешуйчатым шелушением его. Продолжительность кори средней тяжести 8—10 дней.

Со стороны белой крови в период продромальных явлений и высыпания имеется лейкопения. При затихании процесса кровь приходит к норме. При возникновении очаговой пневмонии и гнойных осложнений устанавливается нейтрофильный лейкоцитоз.

Корь не всегда протекает типично, часто она протекает легко, в абортивной форме. Катарры слизистых при этой форме кори выражены неярко, сыпь и пятна Филатова-Коплика часто появляются одновременно.

Абортивная корь, которая наблюдается обычно у привитых детей, протекает при сравнительно невысокой температуре, не свыше 38°. Болезнь купируется через несколько дней. Осложнений при этой форме не бывает; иногда корь, по описанию Филатова, протекает и без сыпи.

Иногда, большей частью в теплое время года, эпидемия кори протекает очень легко. Изредка появляются токсические формы кори с геморрагиями в кожу и слизистые, ранним коллапсом, менингеальными явлениями.

Осложнения. Наиболее частое осложнение при кори — это пневмония.

Коревой круп. При резко выраженном воспалении слизистой оболочки гортани и трахеи у маленьких детей могут развиться явления стеноза —коревой круп. Коревой круп появляется в продромальном периоде кори или вместе с высыпанием.

Симптомы крупа — лающий кашель, шумное и затрудненное дыхание, западение при вдохе податливых мест грудной клетки; при усилении стеноза — цианоз, тяжелое состояние.

Истинный дифтерийный круп, который может присоединиться к кори, появляется обычно уже в периоде пигментации и требует немедленного лечения сывороткой.

Смертность при кори зависит обычно от осложнений, главным образом от пневмонии. Особенно характерна для кори ранняя пневмония, которая появляется в период высыпания и протекает особенно тяжело.

Осложнение воспалением легких может появиться и позднее — в период побледнения сыпи и пигментации.

При пневмонии часто не удается установить соответствующих физических симптомов, хотя на сущность осложнения указывает цианоз, одышка, сердечная слабость. Иногда пневмония приобретает вялое течение со склонностью к образованию абсцедирующей пневмонии и бронхоэктазов.

Частым осложнением кори является стоматит. Тяжелую форму стоматита представляет нома — гангренозная, глубокая язва на внутренней поверхности щеки; к счастью, это осложнение встречается очень редко. Очень частым и опасным, особенно для маленького ребенка, осложнением является воспаление слизистой толстого кишечника — колит. Стул становится жидким с примесью слизи, а иногда крови, появляются боли в животе. Колит может тянуться очень долго и вызывает значительное истощение ребенка. Следует помнить, что понос с примесью крови при кори может быть связан и с присоединившейся дизентерией.

Обычным осложнением тяжелой кори является отит (воспаление среднего уха).

Коревой отит часто имеет катаральный характер и в противоположность скарлатинозному редко ведет к мастоидиту (воспаление сосцевидного отростка).

Изредка встречаются случаи врожденной кори у новорожденного, если мать болела ею непосредственно перед родами.

Наблюдается совместное течение кори с другими инфекционными болезнями. Корь, присоединившаяся к скарлатине, дифтерии, дизентерии и другим острым инфекционным болезням, протекает обычно тяжело и ухудшает течение основного заболевания.

Туберкулезные дети после кори должны подвергаться тщательному наблюдению.

Летальность при кори зависит от возраста; в более старшем возрасте она равна 4—5%, повышаясь до 30—40% у детей в возрасте до 2 лет.

Если высокая температура держится два дня после появления сыпи или возвращается, вы должны немедленно вызвать врача вторично или отвезти ребенка в больницу. Осложнения могут быть серьезными и, в отличие от самой кори, поддаются лечению современными средствами.

Дифференциальный диагноз.Корь смешивают со скарлатиной и краснухой.

Сыпь при кори покрывает все лицо, при скарлатине же нос и подбородок не покрываются сыпью; при скарлатине сыпь сплошная, мелкоточечная, при кори пятна возвышаются над кожей, которая приобретает пестрый вид; при скарлатине сыпь появляется через сутки после начала заболевания, при кори — на 3—4-й день; при кори, начиная уже с продромального периода, отмечается сильный катар слизистых, при скарлатине — сухость слизистых; при кори нет резких токсических явлений, как ори скарлатине, редко бывает рвота.

При краснухе сыпь напоминает коревую, но бледнее; нет сильно выраженного катара слизистых. Сыпь при краснухе покрывает все тело за одни сутки, при кори она распространяется в течение 3 дней. При краснухе во время высыпания состояние ребенка хорошее, температура повышается незначительно. Особенно характерно для краснухи увеличение шейных и затылочных лимфатических желез. На слизистой щек могут появляться высыпания в виде небольших красных точек.

При сывороточной болезни возможна кореподобная сыпь и умеренные катаральные явления со стороны слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Диагноз ставят на основании анамнеза (введение сыворотки за 1—2 недели до высыпания, появление сыпи вначале на месте введения сыворотки) и дальнейшей картины болезни.

Эритемы различного происхождения и септические сыпи могут послужить поводом к диагностическим ошибкам.

Во всех случаях, подозрительных на корь, необходимо проводить профилактические противокоревые прививки не болевшим корью детям, соприкасавшимся с больным.

Иногда за корь может быть принята ранняя стадия оспы или сыпного тифа.

Лечение.Лечение неосложненной кори сводится к профилактическим и гигиеническим мероприятиям. Больного необходимо поместить в светлую, хорошо проветриваемую комнату и каждые 2—3 дня делать ему теплые ванны. Нужно 2—3 раза в день промывать глаза 2% раствором борной кислоты, старшим детям полоскать рот, младшим же детям спринцевать его тем же раствором. При пневмониях рекомендуются горчичные обертывания, горчичники, старшим детям в начале пневмонии ставят банки. При начинающемся упадке сердечной деятельности показаны сердечные: Sol. Coffeini natrio-benzoici 1—2% по чайной ложке 4—5 раз в день; 01. Camphorae 1 см3 под кожу.

При ранней пневмонии с тяжелыми токсическими явлениями рекомендуют в течение 4—6 дней ежедневно вливать внутривенно по 20—25 ем3 40% раствора глюкозы. При вяло текущих пневмониях применяют диатермию и другие тепловые процедуры, а также гемотерапию — внутримышечное введение 5—10 см3 крови матери несколько раз через каждые 2—3 дня. Наиболее эффективно лечение коревых пневмоний пенициллином или сульфидином. Суточная доза сульфидина 0,1—0,2 на 1 кг веса (первые 2 дня сульфидин дают каждые 4 часа; в последующие дни суточную дозу постепенно уменьшают). Пенициллин вводят внутримышечно через каждые 3 часа по 25 000—50 000 единиц. При колитах также можно применять сульфамидные препараты.

Важно правильное питание ребенка. Старшим детям рекомендуется давать легкую, но питательную пищу: каши, кисели, бульон, желтки и простоквашу, белый хлеб; младшим -— молоко с отварами, кисели, каши; грудным детям — обязательно грудное молоко. Во всех случаях необходимо давать витамин С (в виде ягодных соков или аскорбиновую кислоту ежедневно 2—3 раза по 0,25) и витамин В1(2—3 раза в день по 0,005).

В период болезни, связанной с высокой температурой, ребенок почти полностью теряет аппетит. Обычно он только пьет, и питье ему нужно давать почаще. Рот нужно осторожно очищать трижды в день. Раньше считалось, что нужно держать ребенка в темноте, чтобы защитить глаза. Но теперь известно, что глазам не угрожает опасность. Если свет причиняет ребенку неудобства, можно затемнить комнату. В ней должно быть тепло, чтобы ребенок не мерз. Через два дня после спада температуры ребенка обычно выпускают из постели. Его можно выпускать на улицу и разрешать играть с другими детьми через неделю после начала сыпи, если полностью исчез кашель и другие симптомы.

Профилактика.Моментами, отягощающими течение кори, являются плохие санитарно-гигиенические условия и предрасположение к заболеванию дыхательных путей. Задача заключается в предупреждении заболевания корью в раннем возрасте и в помещении заболевшего ребенка в хорошие санитарно-гигиенические условия.

Нельзя подпускать к ребенкy, больному корью, человека с простудой или ангиной, что бактерии этих болезней вызывают осложнения. Обычно корью болеют только раз.

Неосложненная корь протекает благоприятно и в домашней обстановке. Не рекомендуется помещать коревых больных, особенно маленьких детей, в общие больничные палаты ввиду возможности осложнений со стороны дыхательных путей и внедрения другой инфекции при тесном контакте больных детей. Если в палате коревых больных у одного или нескольких из них развивается пневмония, то всем остальным детям, находящимся в этой палате, грозит опасность того же осложнения. Изолировать коревого больного необходимо или в индивидуальном боксе, или в маленькой палате на 2—3 койки, причем больных с неосложненной корью нельзя помещать вместе с больными с легочными осложнениями. Больные корью госпитализируются только из закрытых детских учреждений или при наличии тяжелых осложнений, требующих больничного лечения, или при плохих санитарно-гигиенических домашних условиях (сырость, дым, наличие кашляющих больных в комнате и пр.). Во всех остальных случаях коревого- больного оставляют дома, причем соблюдают правила индивидуального ухода (отдельная посуда, игрушки и пр.) и меры по предотвращению контакта с не болевшими корью детьми в течение 5 дней с момента высыпания и от 10 дней при наличии у больного пневмонии. Дезинфицировать помещение и вещи коревого больного не нужно; достаточно обычной уборки и проветривания помещения. Необходима текущая дезинфекция мокроты, носоглоточной слизи. Детей, не болевших корью, но имевших контакт с коревыми больными, не допускают в ясли и детские сады 28 дней, считая со дня разобщения с заболевшим. В отношении взрослых школьников, а также детей младшего возраста, но уже болевших корью, карантин не применяется.

Заболевание корью можно предупредить или ослабить КОД болезни, если вовремя сделать инъекцию гамма-глобулина. Хорошо принимать меры против кори в возрасте от трех до четырех лет, потому что в этот период осложнения наиболее распространены и серьезны. Уставшим или больным старшим детям тоже вводят гамма-глобулин. Свяжитесь с врачом немедленно, чтобы обсудить вопрос об инъекции, пока она еще может подействовать. Защитное действие гамма-глобулина сохраняется в течение нескольких недель. Нет необходимости предотвращать корь у здорового ребенка старшего возраста в других случаях, потому что он скорее всего заразится в другое время, но иногда полезно облегчить протекание болезни с помощью гамма-глобулина.

Диагностируется корь на основании ярких типичных клинических проявлений и серологических исследований.

Вирус кори относится к роду Morbillivirus, семейству Paaamyxoviridae. Все известные штаммы возбудителя кори представлены одним антигенным вариантом. РНК вируса окружена липопротеидной оболочкой с М-белком, в которую встроены гемагглютинин и F-протеин. F-протеин обусловливает характерный для парамиксовирусов цитопатический эффект - слияние (fusion) пораженных вирусом клеток в гигантские многоядерные клетки - симпласты.

Корь - высоко контагиозная, глобальная антропонозная инфекция. Механизм передачи возбудителя - воздушно-капельный. После заболевания возникает пожизненный иммунитет к кори. С введением массовой вакцинации детей увеличилась заболеваемость корью подростков и людей молодого возраста, так как поствакцинальный иммунитет к кори не у всех людей прочен и длителен.

Коревая инфекция характеризуется острым течением, лихорадкой, общей интоксикацией, поражением слизистых верхних дыхательных путей и конъюнктив, своеобразной сыпью. Поражает преимущественно детей и чаще всего протекает легко. Вместе с тем в мире от кори ежегодно погибает около 1,5 млн детей в развивающихся странах вследствие тяжелых осложнений из-за неполноценного белкового питания. Вирус кори имеет цитотропность к эпителию верхних дыхательных путей, эндотелию сосудов кожи, лимфоцитам, к нервным клеткам. Наиболее опасны осложнения двух типов: суперинфекция и поражение клеток ЦНС.

Бактериальные или вирусно-бактериальные инфекции чаще всего присоединяются к кори у детей первого года, протекая в виде отита, пневмонии, энтероколита, стафило- и стрептодермии. Они обусловлены иммунотропностью возбудителя кори и последующим иммунодефицитом.

Вирусное поражение ЦНС встречается реже и проявляется в виде энцефаломиелита (чаще после 8 лет) или подострого склерозирующего панэнцефалита (ПСП).

ПСП - это медленная коревая инфекция, которая обычно развивается при внутриутробном заражении от матери на ранних стадиях развития плода. В результате происходит первичное поражение клеток ЦНС с абортивным циклом репродукции в них дефектного вируса. Сборка полноценного вириона не происходит, так как в мозговых клетках отсутствуют условия для синтеза оболочечного М-белка. Клетки постепенно разрушаются из-за накопления в них огромного количества вирусных рибонуклеопротеидов.

Если инфицирование матери происходит в конце беременности, то ребенок обычно либо рождается с клиническими признаками кори, либо они проявляются позднее. Врожденная корь протекает, как правило, в тяжелой форме.

Клиническая диагностика кори обычно не вызывает значительных затруднений, так как характерные симптомы болезни - коревая сыпь, пятна Филатова-Коплика и другие признаки появляются уже на ранних стадиях болезни.

Лабораторное подтверждение коревой инфекции актуально в следующих случаях:

- атипичное или осложненное течение кори;

- групповая вспышка в организованных коллективах подростков (кадетские, суворовские училища и другие подобные учебные заведения), среди военнослужащих;

- расследование причины смерти плода, новорожденного, взрослого человека.

Лабораторные методы также используют с целью изучения коллективного поствакцинального иммунитета или при оценке эпидемиологической эффективности новых вакцин. При этом применяют методы иммунологического мониторинга, основанные на выявлении разных классов антител к вирусу кори.

Все лабораторные методы диагностики кори можно разделить на 4 группы.

Экспрессные методыобнаружения антигена в клетках (ранняя диагностика) или антител в крови (со 2-й недели болезни). Антиген находят при помощи иммунофлуоресцентной микроскопии клеток отделяемого носоглотки или клеток кожи, взятых путем соскоба элементов сыпи. При этом используют меченый флюорохромом коревой IgG. Дополнительным подтверждением инфекции может служить обнаружение многоядерных клеток в отделяемом носоглотки или мазках-отпечатках после окраски по Романовскому-Гимзе или Павловскому. Антитела определяют в ИФА с помощью соответствующих тест-систем.

Вирусологический методимеет целью выделение и идентификацию вируса кори. Материалом для исследования служат носоглоточный смыв и кровь в продромальном периоде или не позднее первых суток после появления сыпи. Клинические образцы исследуют сразу или сохраняют в замороженном состоянии при -70 °С. Заражают чувствительные к вирусу кори культуры клеток - почек эмбриона человека, L-41, Vero, амниона человека (клетки FL). Через 3-4 сут в культуре клеток находят гигантские многоядерные клетки и синцитии с включениями вируса в цитоплазме. Идентификацию вируса проводят обычно при помощи ИФ, РТГА и PH в культуре ткани. При ИФ мазки обрабатывают коревым гамма-глобулином, меченым флюорохромом.

Серологический методобнаружения антител к возбудителю кори. В настоящее время наибольшее распространение получил тест ИФА и еще более простая РНГА. Для постановки РНГА используют лиофилизированный диагносгикум на основе бараньих эритроцитов, сенсибилизированных антигеном вируса кори. Вместе с тем не потеряли своего значения классические методы PH, РСК, РТГА. Для постановки реакции нейтрализации вируса антителами сыворотки крови пациента используют культуры клеток Нер-1, Нер-2, КВ и адаптированный к этим культурам штамм вируса кори. При постановке РТГА наиболее достоверные результаты дает применение эритроцитов обезьян (0,5% взвесь). Специфические IgM-антитела появляются у 95%) больных через неделю после сыпи и сохраняются до 2 мес. Прирост титра антител в парных сыворотках в 4 и более раз служит четким диагностическим критерием. Для более отдаленной ретроспективной серодиагностики кори, а также для оценки иммуноэпидемиологической эффективности вакцинации определяют специфические IgG-антитела к вирусу кори, которые появляются позже, но сохраняются длительное время (годы).

Молекулярные тестыдетекции РНК вируса или специфических фрагментов РНК в клинических образцах. Применяют метод молекулярной гибридизации (ММГ) или полимеразную цепную реакцию (ПЦР) со специфическими праймерами. Их целесообразно использовать, когда иные тесты оказались неэффективными, например, при исследовании секционного материала, в котором не удалось обнаружить вирус из-за неправильного хранения (без глубокого замораживания).

Из всех перечисленных выше методов в практических диагностических лабораториях обычно используют серодиагностические методы (ИФА, РНГА), реже - экспрессные методы обнаружения вирусных антигенов в клинических образцах (ИФ). Остальные приемы доступны только специализированным лабораториям, в которых имеются дорогостоящие культуры клеток, эритроциты обезьян, праймеры для ПЦР, необходимые реактивы, аппаратура и обученный персонал.

Для массовой плановой специфической профилактики детей, начиная с возраста 12 мес., применяют тривакцину, содержащую живые вакцинные штаммы вирусов кори, паротита и краснухи. В России разрешено применять вакцину M-M-R,, (morbilli-mumps-rubella), в которой использован штамм вируса кори Endersy Edmonston. Отечественная живая коревая вакцина на основе штамма Л-6 создана в 60-е годы под руководством академика А. А. Смородинцева сотрудниками НИИЭМ им. Л. Пастера в Ленинграде. Она применяется с 1963 г. Детей, родившихся от «серонегативных» матерей, рекомендуют прививать раньше - с 8 мес.

Для экстренной профилактики кори в очагах эпидемических вспышек используют парентеральное введение донорского коревого гамма-глобулина.

Лечение больных, как правило, осуществляется в стационаре. Исключение составляет только легкая форма кори. Назначается постельный режим, витаминизированная диета, обильное питье. Осуществляется туалет глаз и полости рта специальными дезинфицирующими средствами. Из медикаментозных средств показаны отхаркивающие и жаропонижающие препараты, в случае осложнений — антибиотики.

Прогноз при соответствующем лечении нормальный.

Профилактика заключается в проведении плановой вакцинации. Также проводится выявление очагов инфекций и контактных.

Возбудитель кори (morbilla) — относят к классу РНК-вирусов. Заболевают корью чаще дети дошкольного возраста. Однако лица, не болевшие корью, остаются высоко восприимчивыми к ней в течение всей жизни и могут заболеть в любом возрасте. Для экспресс-диагностики кори используют обнаружение Аг в клетках отделяемого носоглотки или кожи (из элементов сыпи) методом иммунофлюоресцентной микроскопии (в реакции применяют меченый флюорохромом коревой IgG). Дополнительным подтверждением инфекции может служить обнаружение многоядерных клеток в отделяемом носоглотки или мазках-отпечатках после окраски по Романовскому-Гимзе или Павловскому. Выявление АТ к возбудителю кори осуществляют в реакции торможения гемагглютинации (РТГА), РСК, РПГА и ИФА.

Отчет о доходах и расходах за 2 квартал 2016

О детском саде / Родителям

Как сменить пароль на сайте dle администратора?

Бывает так, что вы забыли пароль администратора сайта, а восстановить его по почте не получается (не доходят письма). Или бывают случаи, когда злоумышленник ломает сайт и меняет пароль администратора. Но есть способ, как можно быстро восстановить пароль администратора сайта на DLE.

Есть несколько вариантов.

Способ №1.
1. Идем в phpMyAdmin, выбираем таблицу dle_users (имя может быть другое, если вы при установке скрипта меняли префикс, к примеру, my_users, site_users и т.д., главное, users в конце)
2. Выбираем запись с нужным вам логином, нажимаем Редактировать. Обычно запись администратора идет первой.
3. Нам необходимо изменить запись в поле password. Впишем туда следующее: d9b1d7db4cd6e70935368a1efb10e377Теперь сохраняем запись, нажав Ок.
Пароль сменен, теперь он у вас – 123. После первого входа на сайт сразу же его меняем.

Если вы не совсем поняли, как менять пароль, можно отредактировать поле e-mail. Вписать туда другой свой e-mail, а затем через сам сайт попробовать восстановить пароль.

Способ №2.
1. Идем в в phpMyAdmin
2. Выбираем вверху SQL
3. В форму необходимо вставить следующий запрос:
INSERT INTO `dle_users` ( `email` , `password` , `name`, `user_group` )
VALUES (‘mail@mail.ru’, ‘d9b1d7db4cd6e70935368a1efb10e377′, ‘newadmin’, ‘1′);

4. После этого логинимся на сайте со следующими данными:
Логин: newadmin
Пароль: 123

 

Утвержденный бюджет на 2016 год

Информация

Утвержденный бюджет на  2016 год

                                          ГККП  ясли-сад № 113

                                           (наименование организации)

                                                                                                                                                                                                                           (тыс.тенге)         

Наименование

План

на 2016 год

В том числе средства РБ

ДОХОДЫ

130366

 

Финансирование из бюджета 

44177

7171

Поступления средств от  платы родителей

86189

 

 

 

 

 

Итого доходов

130366

7171

РАСХОДЫ

130366

 

Фонд заработной платы с учетом налогов

60691

7171

Коммунальные услуги

8687

 

Приобретение  прочих  запасов

3606

 

Оплата услуг связи

421

 

Оплата прочих услуг и работ

6069

 

Приобретение медикаментов

421

 

Прочие текущие расходы

1442

 

Приобретение продуктов питания

48720

 

 

Итого расходов

130366

7171

 

 

Заведующая  ГККП я/с №113                        Калиаскарова Ш.Р.

Бухгалтер                                                       Товмило Н.В.                              

«Қыз – өмірдің қызғалдағы»

Мероприятия

                                «Қыз – өмірдің қызғалдағы» атты «Ақ бота» мектепке даярлық тобының  - 8 Наурыз Аналар мерекесіне арналған ертеңгілік сценарийі

                                                           2019 жыл

Жүргізуші: Құрметті қонақтар!Біз сіздерге «Қыз – өмірдің қызғалдағы» атты байқауды тарту етпекшіміз. Халқымызда «Қыз» деген сөздің өзі әдеміліктің,әдептіліктің,жан-жақты сұлулықтың символы ретінде қолданылады.Ауыз әдебиетінде:

                        Қыз емес қыздың аты қызыл алтын,

                        Көрінер толған айдай жүзі жарқын.

                        Үлкеннің алдын орап сөз сөйлемес,

                        Халқының сақтай білген ізгі салтын – деген өлең жолдары бар.

Бұл қыз баланы айрықша әдепті де көрікті болатынын аңғартады.Олай болса аруларымызды шақырмас бұрын әділқазылар алқасын тағайындайық.Әділқазылар алқасы қыздарымыздың бағдарламаның әрбір бөліміне қалай дайындалғанын анықтап,бағалап отырыңыздар.

                        Бай болсын қыздарымыз ізгілікке,

                        Жақсы дәстүр көп біздің ішімізде.

                        Қол соғып,қошеметпен шақырамыз,

                        Мың бұралған арулар сәлем береді көпшілікке. 

Қошеметпен ортаға тобымыздың сүйікті де сұлу қыздары мен батыл да батыр жігіттерін шақырайық.

            Балалар келіп өз орындарына тұрады.

                        Ардақты ана,аяулы ана,Қымбаттым,

                        Тәтті ұйқыңды бөліп талай,Үн қаттың.

                        Өміріме нәрін берді ақ сүтің,

                        Кең құшағың саясындай гүл бақтың – деп балаларымыздың аналарына арналған жыр жолдарына кезек берейік.

Тақпақтар:

  • Ілияс:

Ана десем сезім билер тым ыстық,

Жарасады адамдарға туыстық.

Бар адамға берсе ананың мейірімін,

Орнар еді бар әлемде тыныштық.

  • Марк

Ана десем алғыс алам халқымнан,

Ана десем теңіз болам шалқыған.

Ана десем ашылады қабағым,

Ана десем әділдікті ұғамын.

  • Нурислам

Құрметтейік балалар аналарды

Бізді өмірге әкелген даналарды.

Себебі Ана деген асыл жан ғой,

Ойлауменен істелік әр қадамды.




  • Мансур

Армысыздар,ару қыздар,абзал ана,

Анаға тең келетін бар ма дана?

Мерекең бүгінгі құтты болсын,

Қуанышпен құшақтарға гүлдер толсын.

  • Қайсар

Біз ғана емес қадір тұтқан бабалар,

Аналардан туған небір даналар.

Ана деген тіршіліктің тірегі,

Армысыздар , қасиетті Аналар!

Жүргізуші: Ана дегеніміз өмірдің бастауы мен таусылмайтын жалғасы.Ана тіршілік көзі,үлкен тағдыр,махаббат пен шабыттың нәрі емес пе,балалар.Олай болса аналарымызға арналған әнімізді қабыл алыңыздар.

                        Ән : «Анашым»  (Оянғанда түнде жұбатып ...)

                                   (Балалар отырады).

Жүргізуші: Сайысымыздың бірінші бөлімін бастайық.

                        Баурап алар бірақ ауыз сәлемі,

                        Қазақ қызы әдепті де әдемі.

                        Қазақ қызы ақылына көркі сай,

                        Тұнып тұрған сұлулықтың әлемі.

Таныстыру. Әр қыз өзінің таныстыруларын айтады.

            Балаларымыздың ағылшын тіліндегі өнерлеріне кезек берейік.

Жүргізуші: Сайысымыздың екінші бөліміне  кезек берейік.Әр қатысушы қыздарымыз өздерінің жүрегінен жарып шыққан Ана туралы өлең жолдарын оқып берсін.

            Қыздар өздерінің өлең жолдарын оқиды.

Жүргізуші:    Әзілқой біздің жігіттер,

                        Ортаға шығып келеді.

                        «Қалай көмектессем деп»,

                        Әзіл ән айтып береді.

            Ән : «Қалай көмектессем деп ...»

1 бала:   Нурислам

Қалай көмектессем деп,

Ертелі-кеш ойладым.

Ыдыстарың сынар деп,

Қорқып,жуып қоймадым.                          Ұят бопты,неге жумадың?

2 бала:   Ілияс

Қалай көмектессем деп,

Күндіз – түні ойладым.

Көтермейін шаңды деп,

Үй сыпырып қоймадым.                            Ұят бопты,неге сыпырмадың?

3 бала:   Әліби

Қалай көмектессем деп,

Мен де қатты ойладым.

Ұлдың ісі емес деп,

Тамақ істеп қоймадым.                               Ұят бопты,неге тамақ пісірмедің?



Бәрі бірге:

Көтерсін деп көңілін,

Әзіл әнге саламыз.

Сыйладық деп қуаныш,

Өзіміз мәз боламыз.

Ойын :  «Өз балаңды қолынан таны» ойыны.

Ұл балалардың аналарымен ойналады.

Жүргізуші: Сайысымыздың 3 – ші кезеңі «Өнерлі өрге жүзер».

            Табаны жерге тимейді,

            Біздің қыздар ғажап билейді.

            Би сұлулық,әсемдік,

            Сымбаттылық бұл дейді.

Мың бұралған аруларымыздың орындауында корей халқының әдемі бір биін тамашалаңыздар.

Би : Корей халқының биі «Омма». Корей тілінен аударғанда «Ана» биі. 

Жүргізуші:    Асқар тау биігіміз сенсің – әже,

                        Жүрегіңіз теңіздей кеңсің – әже.

                        Ұл – қызың армансыз болар еді,

                        Мәңгілік сен бізбен бірге жүрсең – әже.

Қымбатты біздің әжелеріміз!Мына ыстық лебіздер өздеріңізге арналады,қабыл алыңыздар!

  • Марк

Жер бетінің ғұмыры,

Күн нұрымен арайлы.

Біздің үйдің жылуы,

Әжемізден тарайды.

  • Яромир

Менің әжем,жыр әжем, 

Шуағы мол,нұр әжем.

Әрқашан да күлімдем,

Аман – есен жүр әжем.

  • Әліби

Асылдай әжелерім қартаймашы,

Таудан аққан бұлақтай сарқылмашы.

Өздеріңді мәңгілік аялаймыз,

Көк аспанда жұлдыздай жарқылдашы.

Жүргізуші:    Мерекесін құттықтап әжелердің,

                        Ән жолдайтын әжелердің немерелері бар.

Олай болса,бүлдіршіндеріміздің орындауында әжелерге арналған кезекті  әсем әнге берейік.

                        Ән : «Әжем менің әдемі»




Жүргізуші:    Ал,балалар,балалар,

                        Ойналық та күлейік.

                        Кәне енді бұралып,

                        Би де билеп берейік.

                        Би : «Мексикандықтар биі»

Жүргізуші: Сайысымыздың төртінші бөлімінде «Дәм - думан» сайысы.Арулар қонақтарын қалай күтетінін,келген қонақтарға табақты қалай тарту ететінін көріңіздер.Және өздерінің анасымен дайындаған асын таныстырып,жасалу жолын айтып өтсін.

                        «Дәм -думан» сайысы.

Жүргізуші:      Наурыз күні ана күні,әлем күні,

                          Әлемді тебірентер ана үні.

                          Анасыз жан туған жоқ жер бетінде,

                          Ұғып ал бөбектерім сендер мұны.

Тағы да балаларымыздың жыр жолдарына кезек берейік.

Тақпақтар:

  • Тамир:

Сенен өскен балалар,

Батырлар мен даналар.

Құттықтаймыз мейраммен,

Қадірменді аналар!

  • Ахмед

Мерекені қарсы алып,

Мәз болады барша жұрт.

Гүл ұсынып анама,

Бердім өзім ән салып.

  • Али

Бәрімізге анасың,

Күндей болып жанасың.

Құттықтаймын мен бәрін,

Ақылы мол данашым.

  • Рамазан

Әлпештеген,аялаған,

Ақ сүт берген апатайым.

Тақпақ айтып бүгін саған,

Мейрамыңмен құттықтаймын.

Жүргізуші:     Бүгінгі көктем күнінде,

                         Барлық адам қуанар.

                         Аналарды әнменен,

                         Құттықтайды балалар.

                        Ән : «Көктем»  

Жүргізуші:    Ұлдардың биші аяғы,

                        Той дегенде тұра алмас.

                        Тойларында билеп берсе,

                        Қандай Ана қуанбас? 


 Кезекті ұлдарымыздың орындауындағы тамаша бір биге берсек деп отырмыз.

                         Би : «Испан биі»

Жүргізуші: Сайысымыздың бесінші кезеңі «Қыздарға әсемдік жарасады» деп аталады.

            «Адам көркі - шүберек» , - деген екен,

            Қазір де сән үлгілері керек екен.

            Әр арудың өз бейнесі өзгеше,

            Сыр шертеді талғамы бөлек елден ерек.-

деп сұлу қыздарымыздың ешкімге ұқсамайтын,өз қиялынан туындаған аяқ киім үлгілерін тамашалайық.

                        «Сән үлгісі,аяқ киім үлгісі» сайысы.

Жүргізуші:    Игіліктен теріп маржан – жақұтты,

                        Ізгілікке арнаған бар уақытты.

                        Қиындықтан қаймықпаған ешқашан,

                        Барлық ана бола берсін бақытты.

Қымбатты әжелер,аналар,сүйкімді қыздар,балабақша ұжымы қызметкерлері мерекелеріңіз құтты болсын!Осы ән өздеріңізге арналады.

                        Ән : «Анам ,әжем»   (Ана біздің күніміз ...)

            Бәрі бірге:      Бақыты үшін балаңның,

                                   Аман-сау жүр,АҚ МАМАМ!

Жүргізуші:  Құрметті ата – аналар,балабақша қызметкерлері осымен біздің «Қыз – өмірдің қызғалдағы» атты байқауымыз өз мәресіне жетті.Енді сөз кезегін әділқазылар алқасына берейік.

            Әділқазылар алқасына сөз беру.

(мақтау қағаздарын беру).

Қымбатты біздің аруларымыз,аналарымыз сіздерге бүгінгі кешке ат салысқандарыңыз үшін алғысымызды айтамыз.Әрқашанда көктем күніндей жарқырай беріңіздер!Шаңырақтарыңыз шаттыққа толсын!

Келесі кездескенше қош сау болыңыздар!

«Ана – гүл, ана – жыр, ана – өмір шуағы»

Мероприятия

          «Ана – гүл, ана – жыр, ана – өмір шуағы»

                   «Ақ қайың»  ересектер   тобы 

                                      2019 жыл

Музыка жетекшісі: Суюндыкова А.К.

Тәрбиеші: Утепова Г.Ш.

Жүргізуші:Қош келдіңіздер,қымбатты әжелер мен аналар! Көктемнің алғашқы күндерімен бірге енген мерекелеріңіз құтты болсын! Дендеріңізге саулық,отбастарыңызға амандық,береке,бірлік тілейміз!

                                   Ұлдар келіп тұрады.

Жүргізуші: Балалар,біздің қыздарымыз неге келмей жатыр?Олар қайда кетіп қалды екен?Біз қыздарсыз аналар меркесін қалай бастаймыз?

Шар ұшып келеді.

            Мына шарды кім жіберді екен?Мұнда бір құпия бар сияқты... 

Шарды жару,ішінен хат тауып алу.

Хат  оқиды:  «Құрметті ұлдар, біз бүгінгі мерекеге келмейміз!Өйткені сендер бізді ылғи шашымыздар тартып,ренжітесіңдер!Бізді сыйламайсыңдар,орын бермейсіңдер!

Мейрамды өздерің тойлай беріңдер!»

Сәлеммен «Ақ қайың» тобының қыздары.

Ал,ұлдар,бұл қалай болды?Енді не істейміз?Қыздарсыз қандай мереке болмақ ... Мүмкін қыздардан кешірім сұрасақ,кешіретін шығар ... қане тырысып көрейік ... Сонымен бастайық ...

1.Ринат:

Біз қыздарды сыйлаймыз,

Итеріп қумаймыз.

Бұрымынан тартқылап,

Біз тентектік қылмаймыз!

2.Алихан:

Тату – тәтті жүреміз,

Біз қыздарды сыйлаймыз.

Әрқашан да оларға,

Басымызды иеміз.

-Қыздар,бізді кешіресіңдер ме?

Қыздар:  Иә!

Жүргізуші: Олай болса, қошеметпен ортаға біздің сүйікті де сүйкімді қыздарымызды шақырайық!

                 Қыздар ортаға жарты шеңбер болып тұрады.

Жүргізуші: «Қыз өссе-елдің көркі» - деп халқымыз тегін айтпаған,расында да қараңыздаршы біздің қыздарымыз қандай әдемі де көркем,... ұлдарымыз нағыз жігіттер...

          Өмірдің өзегі,бақыттың бастауы болған «Ана» деген қасиетке арнап жазбаған қалам,жырламаған ақын бар ма:

                        Ардақты ана,аяулы ана,қымбаттым,

                        Тәтті ұйқыңды бөліп талай үн қаттың.

                        Өміріме нәрін берді ақ сүтің,

                        Кең шуағың аясындай гүл бақтың.

Сіздердің құрметтеріңізге арналған осы мерекелік сәтті қабыл алыңыздар!

Бүлдіршіндеріміздің аналарына деген ыстық лебіздеріне кезек берейік.

Тақпақтар:

1.Мәпелейсің мені анам      Айзере           

   Қолыңдағы құсыңдай.

   Құлпыра өсіп дем алам,             

   Құшағыңда қысылмай.

2.Жылылықтан жаралған               Есімхан

   Құшағы оның таң мекен.

   Менің айдай анамнан,                

   Асқан сұлу бар ма екен?

3.Біз ғана емес қадір тұтқан бабалар,        Марғұлан         

   Аналардан туған небір даналар.

   Ана деген тіршіліктің тірегі,

   Армысыздар,қасиетті Аналар!

4. Мейірімді,сымбатты,                               Арлан             

   Қадірменді,қымбатты.

   Ең жақын жан балаға,

   Кім десеңдер,ол – АНА!

5.Жүрегінде махаббат,                                Нұрмайра     

   Тілегінде мархабат.

   Еркелеткен біздерді,

   Анамызға мың алғыс!

                        Ән : «Ақ мамам»     (Мен анамның бөбегі).

                                   (Балалар отырады)

Жүргізуші:     Бүгін Наурыздың сегізі

                         Сұлулықтың негізі.

                          Әдемі сөз баланың

                          Анаға айтар лебізі.

        Ал,енді бүлдіршіндеріміздің тағы да аналарына арналған ыстық лебіздерін тыңдаңыздар.

1.Ақыл құйған санама,                 Еркежан

   Күннен артық расында.

   Күн алыста,ал анам,

   Ылғи менің қасымда.

2.Мейіріміңе қанбаймын,              Ахмедияр  

   Ең бақытты жандаймын.

   Ақ мамама ешкімді,

   Теңестіре алмаймын.

3. Анам мені «Айым» дейді,               Диас

   Мен мұңайсам уайым жейді.

   Анам мені «Күнім» дейді,

   Мен қуансам күлімдейді.

4.Жамандықтан сақтандырып,               Айжан         

   Жақсы ісімді мақтан қылып.

   Мәпелеген ақ анамды,

   Жүрсем деймін шаттандырып.

5. Үн қатасың бал тілмен,               Вероника         

    Еркелеймін әр күн мен.

    Құттықтаймын анашым,

    Сегізінші Наурызбен!

6.Әлпештеген , аялаған,                     Дамели

   Ақ сүт берген апатайым.

   Тақпақ айтып бүгін саған,

   Мейрамыңмен құттықтаймын.

Жүргізуші:      Ән де бүгін айтылсын,

                          Жыр да бүгін айтылсын.

                          Мың бұралған биіміз,

                          Шашу болып шашылсын.

Би : «Джентельмендер биі»

Жүргізуші:     Көлде аққу,көкте қаз,

 Орманда бұлбұл сайраған.

 Көптен күткен көктем кеп,

 Құлпырып дала жайнаған.

        Балалар,бізге «Көрікті көктем ханшайымы» келе жатыр,қарсы алайық.            

Көктем аруын қарсы алу.

Көктем:   Мен көңілді көктеммін,

                   Былтыр келіп кеткенмін.

                   Көзін ашып бұлақтың,

                   Түбіне тал еккенмін.

Сәлеметсіңдер ме,балалар,сәлем бердім аналар!Қыстың қатаң суығынан аман-есен шығып,өздеріңізбен қауышқаныма өте қуаныштымын!Мен күн жылуымен бірге әжелер мен аналар мерекесін алып келдім.Мерекелеріңіз құтты болсын!  

Жүргізуші:   Қош келдің,көңілді көктем!Сенің келгеніңді біз өте асыға күттік.Ал,олай болса,біздің бүлдіршіндеріміздің өзіңе арналған жыр жолдарына кезек берейік.  

1.Көңіл асып кемерден,                     Нұрдаулет            

   Күн мен түн теңелген.

   Көктем қандай тамаша,

   Мол ырысқа кенелген.

2.Көктем келді балақай,                        Жанель

   Жасарды жер алақай.

   Көктем тойын тойлайық,

   Әсем әнге салайық.

3.Көктем айы осындай,                        Азиза

   Мерекеге толады.

   Барлық бала анаға,

   Сыйлық жасап алады.

Жүргізуші: Көктем,сіздің үш айыңыз туралы керемет көрініске кезек берсек дейміз,оған қалай қарайсыз?

                        Көрініс : «Көктемнің үш айы мен тентек Ақпан»

Рөлдерде: Көктем – Ана – Сымбат, Наурыз – Аяна,Сәуір – Амина, Мамыр – Наима  және тентек Ақпан рөлінде – Марғұлан.

Көктем - Сымбат: Менің ботақандарым!Менің сүйікті,мейірімді айларым!

Наурыз – Аяна :Сәлеметсіз бе,анашым!Мен сізді қуантқалы келіп тұрмын!Сізге керемет әдемі ән салып берейін.

            Мен көктемгі айымын,

            Құбылмалы күн райымын.

            Тамшы көңіл тамшылайды,

            Күн еркелеп жарқырайды.

            Балғын наурызым-ай,

            Еркелеген,еркем – ай!

Көктем – Сымбат : Менің тұңғыш әрі сұлу айым!Наурыз,сенсіз жер бетіне көктем келмейді.Сенің болғаның қандай тамаша!

Сәуір – Амина: Ал,менсіз көктем жалғасын таба алмайды!Қарды ерітіп,

жылғалардан су ағызатын мен боламын!

            Мен көктемгі айымын,

            Күн шуағы жып – жылы.

            Табиғатым оянды,

            Жаңбыр да құяды.

            Сәуір деген тамаша – ай,

            Еркелеткен,еркем – ай!

Көктем – Сымбат: Сәуір,сен тіпті кереметсің!

Мамыр – Наима: Анашым!Бәрінен де керемет мен боламын!Мамыр айында көп гүлдер гүлдейді.

            Мен көктемгі айымын,

            Күн шуағы жып – жылы.

            Гүлдер шешек атып тұр,

            Балалар далада ойнап жүр.

            Мамыр деген әсем – ай,

            Еркелеткен, еркем – ай!

            Қандай керемет!

            Қандай тамаша!

Наурыз – Аяна: Суытып кетті.Жаурап барамын!

Барлығы: Шынымен де суытып кетті!Неліктен суық түсті?

Ақпан – Марғұлан: Төңіректі мен суыттым!Бұл менің суығым!Анашым маған ұйықта деп бұйырды.Ал мен болсам оның ақылын тыңдамадым.

Сәуір – Амина: Сен кімсің?Есімің кім болады?

Ақпан – Марғұлан: Мен – Ақпан боламын!

Мамыр – Наима:    Ақпан? Ал сенің анаң «Қыс» қайда?

Ақпан – Марғұлан: Менің анам ұйықтап қалды!Ал менің ұйқым келмейді!Айтпақшы!Сендердің  әндеріңді естіп таң қалып тұрмын!Менің де сендермен ойнағым келеді!Мен де ән айта аламын!

            Менің есімім ақпан,

            Менің ағам желтоқсан.

            Ортаншы ағам қаңтар,

            Біз сүйеміз аппақ қар.

            Менің райым қатаң,

            Міне,сондай суық ақпан!

Көктем – Сымбат: Сен анаңнан сұрандың ба?!

Ақпан – Марғұлан: Жоқ,сұранған жоқпын!Мен өзім шешемін!

Көктем – Сымбат: Үлкендердің тілін алып жүру керек!Анашыңның ақылын тыңдамасаң қиын жағдайға тап боласың.Көктем айларымен ойнағың келді ме?Жақсы,мүмкін болса ойнап көр!

Мамыр – Наима: Ақпан,мен сенімен ән салып,ойнағым келмейді!

Сәуір – Амина: Менің де сенімен ойнағым келмейді!Сенің суығыңнан жылғалар қатып,құстар тоңып қалады.

Наурыз – Аяна: Мен де сенімен ойнай алмаймын!Мен – Көктем мезгілінің алғашқы айымын.

Ақпан – Марғұлан: Менің достарым жоқ!Ішім пысты.Мен көктем айларымен бірге ән салып,билесем деп едім......   Мен еріп бара жатырмын!Анашым! Құтқарыңдар!  Анашым!

Көктем – Сымбат: Үлкендерді тыңдамағанда не болатынын көрдің бе?Сен еріп кете жаздадың!Қазір көктем мезгілі ғой,саған далада ойнауға болмайды!Сенің уақытың да ұзамай келеді.Ал,қазір үйіңе бар.Анашыңды сыйлап жүретін бол!

Ақпан – Марғұлан: Әрине! Мен өз сүйікті анамды әрқашанда сыйлап жүретін боламын!

Барлығы : Сүйікті әрі мейірімді анамызды әрқашанда сыйлап жүреміз!

Жүргізуші:  Сүйікті анамызға көмектесеміз бе? Қалай көмектесеміз?Сол туралы ойын әнімізді айтып берейік.Қабыл алыңыздар!

                        Ойын – ән : «Анамызға көмек»

Жүргізуші: Сұлу көктем,біздің балалар,өзің жайлы керемет бір ән біледі,соны өзіңе арнап айтып берейік.

                        Ән : «Сұлу көктем»

Жүргізуші:Теңіздей тербетіліп көл бетінде,

                          Бишілер билеп кетті тербетіле.

                          Аққудай қалықтаған теңіздегі,

                          Бишілер өнерлерін көрсетуде.

                        Би : «Қалықтаған көбелектер» биі.

Жүргізуші:Әжемді мейрамымен құттықтаймын,

                          Айтатын ән,беретін гүлім дайын.

                          «Әжетай,сені жақсы көремін» деп,

                          Ақырын құлағына сыбырлаймын. – 

дей отырып,бүлдіршіндеріміздің ақ әжелеріне арналған ыстық лебіздеріне кезек берсек.

Тақпақтар:

1.Аналарды сүйеміз,                                   Алан   

   Сөзін ойға түйеміз.

   Әжелерді ардақтап,

   Әдеппен бас иеміз.

2.Мені жақсы көреді,                           Имериаль     

   Күндей күліп келеді.

   Көп ертегі біледі,

   Маған айтып береді.

3.Асылдай әжелерім қартаймашы,            Раяна        

   Таудан аққан бұлақтай сарқылмашы.

   Өздеріңді мәңгілік аялаймыз,

   Көк аспанда жұлдыздай жарқылдашы.


4. Бәрімізге анасың,                                     Айзере Байболова             

    Күндей болып жанасың.

    Құттықтаймын мен бәрін,

    Ақылы мол данашым.

 5.Жердегі бар тағамнан,                              Даяна

   Ана сүті нәрлі екен.

   Бұл жалғанда анамнан,                  

   Сүйікті адам бар ма екен?

Жүргізуші:       Уа,жамағат,ал енді,

                           Әнге кезек берейік.

                           Күй нөсерін төгейік,

                           Жырдан моншақ өрейік.

                        Ән :  «Аппақ,аппақ ақ әжем»

                                   Ағылшын тіліндегі өнерлері.

Жүргізуші:      Таңдай қағар тамсана,

                           Тіршіліктің басы – Ана!

                            Қыздырайық тойды біз,

                           Тақпақ сайтып жарыса.   – дей отырып,келесі кезекті балаларымыздың ақ аналарына деген өлең жолдарына берсек.

Тақпақтар:

1.Сенен өскен балалар,                      Ринат

   Батырлар мен даналар.

   Құттықтаймыз мейраммен,

   Қадірменді аналар!

2.Мерекені қарсы алып,             Фараби

   Мәз болады барша жұрт.

   Гүл ұсынып анама,

   Бердім өзім ән салып.

.3. Ана – біздің күніміз,               Қайсар

    Ананың біз гүліміз.

    Ұландарды қуантып,

    Ұзақ өмір сүріңіз.

4. Қуанышы баланың,                     Димаш             

    Қуанышы ананың.

    Құтты болсын апатай,

    Құтты болсын мерекең!

Жүргізуші:      Ақ бесікте жатқан кезде анашым,

                           Жүрегінің жылуына қандырған.

                           Табанымды қара жерге тигізбей,

                           Көтерумен ақ білегін талдырған – деп балаларымыздың орындауында «Ақ мамам» әнін қабыл алыңыздар.

                        Ән : «Ақ мамам»    (Ел жатқанда жатпаған...)

                        Би : «Анам – менің жүрегім»   биі  (Әлемнің жарығын ...)

Балалар бәрі бірге:   Бақыты үшін балаңның,

                                   Аман – сау жүр,     АҚ МАМАМ!


Жүргізуші:   Дүниедегі ең кеменгер дананы,

                         Ана табады,аялайды,бағады.

                         Сол үшін де құдіретіне бас иіп,

                         Құрметтейік қасиетті ананы!

     Қымбатты Аналар,Әжелер! Мерекелеріңіз құтты болсын! Құшақтарыңыз шоқ – шоқ гүлге толсын!Үнемі қартаймай жап – жас болып жүре беріңіздер! Сіздерге арналған «Ақ қайың» ересектер тобының «Ана – гүл,ана – жыр, ана – өмір шуағы» атты ертеңгілігі  аяқталды.Аман – сау болыңыздар!

                                               Соңы.


В будущее В прошлое

Навигация